Статьи и рекомендации

Живопись утюгом

Содержание

 

Первое знакомство

Энкаустика

Современная энкаустика

Материалы

Основы и приемы

Мои открытия

Шаги

 

 

Первое знакомство

 

В школе и в институте я изучала энкаустику в теоретическом курсе истории искусств, но на практике познакомилась с ней дважды. Первый раз неосознанно. Это произошло на четвертом курсе института. Как-то во время занятия два наших преподавателя уединились в смежном кабинете. Мы периодически бегали к ним с вопросами. Когда я вошла, они что-то делали утюгом и смеялись. Когда я подошла ближе, мне очень понравилось изображение на маленьком кусочке бумаги. Тогда я не предала происходящему значение, сейчас я понимаю, преподаватели, скорее всего, решили опробовать материал и затем определить, стоит или не стоит вводить эту технику в практическую часть у студентов. Видимо, что-то пошло не так, потому что мы, как студенты, в последствии не изучали энкаустику на практике. Признаюсь честно, тот кусочек бумаги с карлючкой я взяла себе, попросту стащила, очень уж мне понравилась та клякса (и сейчас, имея за плечами большой опыт экспериментов в энкаустике, я могу сказать, что пошло не так и почему не получилось у преподавателей освоить эту технику). А спустя шесть лет у меня произошло осознанное знакомство с этой техникой, и тогда я поняла, что это была современная энкаустика.


Когда я уже сама работала преподавателем, судьба снова свела меня с этой техникой. На этот раз она пришла с другой стороны, от моей ученицы. В программе одной дисциплины у студентов числилось изучение современной энкаустики на практике. Катя (Екатерина Мациевская), так звали студентку, очень увлеклась этой техникой. Как-то на моих занятиях она поделилась своими достижениями в энкаустике со мной. Мне очень понравились ее работы, и сама техника ни на что не похожа. Затем я включила ее работы в плановую выставку, затем была персональная выставка, далее ее позвали на мастер-класс. Вот тогда я и попробовала, что значит рисовать утюгом.


При первой возможности я отправилась в магазин, купила необходимые материалы, старый утюг уже не нужно было пинать и готовить к свалке. В общем, ступила на новый неведомый мне путь познания новой техники живописи.

 

 

 

Энкаустика

 

Определение из Википедии. Энкаустика (от др.-греч. ἐγκαυστική — [искусство] выжигания) — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции.


Техника предполагала растапливание заранее приготовленных кусков воска, смешанных с краской, на огне, на металлической палитре и накладывание их не только кистью, но и разогретой металлической палочкой на поверхность. В разные времена энкаустики поверхностью могли служить: дерево, камень, кирпич и т.д.


В особенности энкаустики ранних времен не буду углубляться, о ней много написано, как в книгах, так и на просторах интернета. Информацию легко найти, вплоть до рецептуры красок.


О современной энкаустике написано также много.

Например, широкие практические возможности энкаустики в наше время открыл советский художник Василий Вениаминович Хвостенко (1896 - 1960). Чисто опытным путем, с кистью в руках он внедрил современные способы энкаустической росписи: горячий, холодный полированный, инкрустацию и др., впервые разработал и обнародовал рецептуру красок, раскрыл тайну античного воскового лака - ганозиса.


Согласно Википедии, Рифка Ангел (англ. Rifka Angel, имя при рождении — Рифка Ангелович; 1899, Калвария, Виленская губерния, Российская империя1988, Нью-Йорк, США) — американская и русская художница, работавшая в примитивистской манере, называется основоположницей современной американской энкаустики.


В то же время я не смогла найти ответ на самый главный вопрос: кто же додумался первым рисовать утюгом, у кого патент? Могу сказать точно, этот человек современник утюга, и, скорее всего, электрического.

 

 

 

Современная энкаустика

 

Современная энкаустика имеет много направлений, то есть эксперты называют так очень много несвязанных между собой техник рисования растопленным воском.


Среди них есть живопись по-старинке растопленными восковыми красками. В этом случае каждый цвет находится в отдельной емкости, а все емкости находятся на своеобразной плитке, которая постоянно подогревает краски, тем самым не дает им остыть и затвердеть. Художник набирает краску кистью или другим приспособлением и переносит ее на холст.

Еще один способ, это использование мощного фена и восковых мелков. Мелки под воздействием горячего потока воздуха плавятся, создавая цветные потеки.


Следующий способ включает в себя использование тех же восковых мелков и свечи. Поднеся мелок незаостренной стороной к свече, образуем растопленную каплю и быстро переносим ее на холст. Это очень напоминает пуантилизм скоплением цветных кружков.


Еще один вариант, когда используется ткань. Восковые малки натирают, выкладывают рисунок из крошки на ткань, сверху прикрывают бумагой и проглаживают. Под воздействием высокой температуры, мелки плавятся, краска впитывается в ткань. Получается здорово, по крайней мере, у того, кто снимал видео с этим экспериментом.


Так же к современной энкаустике относят рисование утюгом. Но я бы выделила этот вид в отдельную технику живописи. Да, в ней тоже используются восковые краски, но вместе с тем и масляная пастель. При этом нанести эту краску можно только на картон с глянцевой поверхностью или готовый проклеенный и прогрунтованный холст из художественного магазина. И самое главное, утюг оставляет неповторимый, единственный в своем роде, отчасти непредсказуемый, отпечаток, чего нет в энкаустике в принципе. Так что в моей вселенной живопись утюгом и современная энкаустика это совершенно разные вещи, хотя в угоду времени я пишу в названии техники «современная энкаустика».

 

 

 

Материалы

 

Начну с рабочего места. Для энкаустики у меня время от времени появляется особенное рабочее место. Особенное, потому что я использую гладильную доску. Появляется, потому что устанавливаю ее у открытой двери, и начинаю рисовать. Так как у расплавленных мелков запах специфический, то рекомендуется рисовать в хорошо проветриваемом помещении. Если гладильной доски нет или ее жаль портить, можно использовать стол, предварительно застелив хорошенько картоном. Могу сказать, что у меня лучше получается, если под картину подстилаю еще и тряпку. На мастер-классах именно так и делаю.


На чем бы я не рисовала, как и написала ранее, использую много вспомогательных материалов: бумагу (журнального типа, она более задерживает на себе воск и жир, они просто не проступают через бумагу на стол или гладильную доску), тряпки. Тряпки нужны не только для того, чтобы подстелить под картину. Кстати, в этом случае лучше использовать без швов и накладок, иначе в этих местах на картине будут оставаться белые пробелы. Также тряпки нужны, чтобы быстро снять краску с картины, не запачкав и не повредив картон при этом. Ну и основное предназначение тряпок – это очищение утюга. Зачем? Рисуя кистью, художник споласкивает, вымывает ее, чтобы не рисовать краской болотного цвета. Так и в живописи утюгом. После каждого проведения утюгом по картону необходимо утюг вытирать, даже если вы будете использовать тот же цвет повторно. Почему? Потому что на утюге восковые мелки или масляная пастель при плавлении «поджариваются», меняя структуру краски, появляется сажа и смолы, еще и цвета смешиваются, образуя грязь… и все это переносится на картон. Мне это не нравится. А вам?


Обратимся к кисти этой техники – к утюгу. Когда я начинала, использовала невероятно тяжелый утюг. Не знаю, что там за металл, но рука постоянно болела. Затем мне презентовали утюг полегче. Основа была поцарапана, мне ее отшлифовали. Но как бы мастерски я не владела этим утюгом, у меня к нему все равно есть претензии. Шлифовка не сделала основание прежним, там все равно присутствуют микро царапины и из-за этого нужно быть очень внимательной, вытирать чаще утюг, так как там скапливаются микро доли краски, а значит – и грязь. В общем, сейчас в поисках своего идеального утюга.


Каким же должен быть утюг. Говорят некоторые мастерицы, что подойдет любой, но я так не считаю. Утюг должен быть без дырок. Это не потому, что он может сгореть, хотя такое тоже может быть. Это потому, что в этих отверстиях скапливается краска, сажа, которая потом попадает в вашу картину, тем самым, контролируя и корректируя ваш сюжет (ведь тряпкой в дырку не залезешь, особенно, когда утюг горячий, а вытереть его нужно срочно). Для начинающего художника подойдет маленький дорожный утюжок, но если вы планируете рисовать на больших поверхностях, то размер утюга должен быть стандартный, чтобы можно было охватить, например, большой объем неба или моря на картине. Хочу упомянуть утюги, предназначенные специально для энкаустики. Никогда не держала такой утюг в руках, но думаю, что он ничем не отличается от обычного. Возможно, размером. Говорят, он маленького размера. И это добавляет минус в его сторону, потому что на картине размером пятьдесят на сорок сантиметров маленьким утюжком можно долго и кучеряво рисовать обширные объемы задуманного.


Нужны ли еще какие-нибудь инструменты для рисования? Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что я использую только утюг. Да и если бы использовала их, на овладение ими тоже потребуется время. Так что если вы хотите попробовать и другие инструменты, пробуйте и творите в свое удовольствие.


Перейдем к поверхности картины. Использую картон белоснежный с двух сторон и глянцевый с одной стороны. Другие виды картона сильно впитывают, остаются при этом пятна, напоминающие жир. В живописи утюгом можно использовать и холст. Но холст подойдёт не любой. Скажу сразу: не заморачиваюсь с проклейкой и грунтовкой. Покупаю готовый холст на отрез в художественном магазине. О самом процессе читайте далее.


Краски. В живописи утюгом использую восковые мелки и масляную пастель, которые, при соприкосновении с горячим утюгом, плавятся и превращаются в цветные лужи.


Восковые мелки или масляная пастель продаваться могут и в художественных магазинах, и в магазинах канцтоваров, и в детских магазинах, и на рынке. Да, конечно, есть нюансы в выборе и цене. Например, есть восковые мелки одинаковые в цене, но от разного производителя – какие выбрать? Воск должен блестеть – блеклые мелки могут содержать очень малое количество воска и не плавиться. Также не плавятся, как правило, мелки, которые при рисовании слишком твердые, рисуя которыми, нужно приложить усилие, чтобы появился насыщенный цвет. Не плавятся мелки, которые расползаются, как каша. Однако среди дешевых мелков есть и те, которые легко плавятся и имеют насыщенный цвет, и даже приятный запах, но это очень редко. Если вы такие нашли, пользуйтесь в радость. Мелки по средней цене и дорогие мне попадались нормального качества. Тут и думать не надо, берешь и всё. Масляная пастель, как детская, так и профессиональная, плавятся отлично, разница в густоте мазков.


Как-то мне подарили масляную пастель. Я очень долго не знала, что с ней делать. Начала думать, что это не мой материал. Чтобы вы понимали, пастель провалялась около пяти лет. До того момента, как я познакомилась с энкаустикой на практике. Это была дорогая, но не самая лучшая пастель, но это был отличный материал для проб и ошибок. К тому же, этот момент доказал, что художнику подвластен любой материал, нужно просто понять, с какой стороны к нему подойти. Именно с этой пастелью я поняла разницу в качестве этих материалов, разницу между восковыми мелками и масляной пастелью.


Восковые мелки сохраняют прозрачность на картоне или холсте, а масляная пастель не прозрачная, густая и пастозная. Если масляная пастель качественная, то можно добиться мазка, как на картине маслом.


Какая самая лучшая масляная пастель для современной энкаустики (живописи утюгом)? Я пробовала разные марки, но самая классная для данного вида живописи пастель PANDA. Это прозвучало, как реклама, но поверьте, нет ничего лучше, чем знать заранее и начинать с самого лучшего.


Познакомилась я с этой пастелью благодаря поддержке моего учителя, Исаака Михайловеча Перкаса. Как-то он подарил мне на День рождение набор этой масляной пастели, выслав прямиком из Израиля. У меня и мысли не было, что она может оказаться лучшей пастелью из тех, которые я пробовала. Идеальное скольжение. Густота слоя, можно добиться полной непрозрачности. Нет примесей, которые при высокой температуре чернеют. Можно наложить сверху слой на слой без повреждения предыдущего. Широкая палитра пастельных нежных оттенков. В общем, очень много плюсов. Это моя самая любимая пастель. Самое большое пожелание в этом плане, хочу поштучно и много бледных цветов. Благодарю вас, Исаак Михайлович, за возможность попробовать обалденную пастель!


Могут также пригодиться материалы, которые дополнят картину или сделают ее особенной. Речь идет о мелких деталях. Они не всегда получаются утюгом. Хорошо, если получились. А если нет? Тогда в помощь акрил или маркер в сочетании со спиртом. Перед тем, как добавить другой материал в картину, протираю ее влажной салфеткой, а затем сухой. Таким образом, убирается жир из масляной пастели и восковых мелков. Использую дополнительные материалы в малом количестве, иначе будут слишком заметны, может появиться грязь. Так же такие материалы могут быть полезными на этапе эскиза. Подробнее расскажу далее, в способах и приемах живописи утюгом.


Салфетками так же можно натереть картину до блеска, в случае если она нарисована только восковыми мелками. Масляная пастель очень коварна. При натирании повышается температура, пастель не лучшего качества разогревается, растягивается по картине, что портит ее качество.


Острые предметы могут пригодиться, если нужно что-то прошкрябать, сделать линейный рисунок, убрать лишнее. Это могут быть: игла, шило, не пишущая шариковая ручка, - любой предмет, который снимает какую-то часть слоя краски. Скажу вам так, не очень люблю эти инструменты, поэтому стараюсь сделать все без них.


Так же я использую лак. Лак закрепляет краску на картоне, холсте, делает картину более устойчивую к воздействиям внешнего мира. А это значит, что картина будет радовать дольше.


Пробовала не так уж много лаков, и это были лаки, которые нужно было наносить кистью. Когда попробовала лак в баллоне, уже не могла отказаться от его достоинств. Первый баллон дал на пробу мне брат. И тут самое интересное. Мой брат автослесарь, он использует краски и лаки, специально предназначенные для автомобилей. Лак, который он дал, на акриловой основе, универсальный. Ещё он легко наносится, быстро сохнет. Покрываю им все свои изделия: картины в любом материале и на любой поверхности (бумага, картон, холст, ткань, камень, стекло, металл, стена в помещении и на улице). Теперь им пользуюсь постоянно.


Какие материалы могут понадобиться еще. Картину на картоне следует оформить под стекло, то есть, необходима рама со стеклом. Если картина выполнена на холсте, потребуется подрамник и пистолет со скобами для натяжки.


Теперь, когда все необходимые материалы на столе, можно приступать к практической части.

 

 

 

Основы и приемы

 

Первое, с чего обычно все начинается, это с изучения материалов и инструментов. К примеру, утюг. Следует понять, как удобнее всего держать, где нажимать, где только прикасаться, до какой степени греть.


Остановимся вначале на температуре. Если слишком разогреть утюг, краски буквально будут кипеть, дымиться. Поэтому нагреваю утюг до появление легкого пара от основания. При очень высокой температуре, краска будет себя вести так, как будто она разведена водой, будет текучей, слои будут цельными. Если же утюг разогреть не слишком сильно, краска будет более эластичной, вязкой, что позволит создавать прекрасные, не на что не похожие, отпечатки, рельефы.


Относительно восковых мелков и масляной пастели хочу напомнить, что они ведут себя по-разному. Восковые мелки создают иллюзию схожести с акварелью, слои прозрачные, легкие, легко смешиваются между собой, в связи с чем, нужно следить за чистотой цвета. Масляная пастель на картине напоминает фактуру масляных красок. Слои плотные, насыщенные, есть возможность наслоения слоя на слой (только в профессиональной пастели), рельеф более четкий и детализированный.


После подготовки рабочего места, разогреваю утюг, беру мелок и начинаю растапливать его на утюге. Утюг следует держать так, чтобы растопленная краска не стекала с него. Вначале можно попробовать с одним цветом, затем с двумя. Не следует спешить намешать все и сразу, пробуйте материал, постепенно усложняя задачи. Восковые мелки плавятся быстро, образуя более текучую массу, чем масляная пастель. Наносить цвет на утюг следует без пробелов. Если используется несколько цветов, то их не следует смешивать на утюге, наносим их рядом – они и так смешаются на картоне при перенесении. Так же есть варианты нанесения цветов на утюг. Можно наносить цвет на всю поверхность, на какую-то из половин, только на угол или ребро. Если это несколько цветов, то можно нанести их полосами по всей длине от бока до бока, или от уголка до низа основания. От этих способов будет зависеть, перейдет ли цвет в цвет или же цветные полосы будут параллельными на картине при протяжке.


Про смешение разных цветов писать много не буду. Скажу лишь, что следует следить за цветами, которые вы выбираете для картины. Нужно определить сразу, какие цвета понадобятся, какой цвет будет преобладать. Если это небо, то какое? Это утро или вечер, может ночь?


Следующая важная вещь из теории цветоведения. Есть основные цвета: красный, желтый и синий. Знаете, что будет, если смешать два из них? Красный с желтым цветом образуют оранжевый, желтый с синим – зеленый, красный с синим – фиолетовый. Эти цвета называют смешанными или дополнительными. А если смешать три основных цвета одновременно? Будет цвет какашки. А если смешать основной цвет и дополнительный в соотношении один к одному? Тут два варианта. Если это красный (основной цвет) и фиолетовый (дополнительный, смешение красного с синим), то ничего страшного не произойдет, просто в фиолетовом прибавится красного цвета. А если смешать красный с зеленый (дополнительный, смешение синего с желтым), то мы получим все тот же цвет какашки, потому что по факту смешается три основных цвета. В любом случае, это станет понятным и закрепится на практике. Да-да, я советую попробовать неправильные смешения красок, чтобы понять, сколько брать того или иного цвета, а возможно и цвет какашки пригодится тоже.


Как же переносим краску на картон?

Протяжка. Ее использую в работе с фоном, с глобальными частями натуры. Помните из курса рисунка и живописи, следуй от общего к частному и от частного к общему. Протяжки с этим общим и помогут. В этом способе чаще всего используется все основание утюга или половина. Есть несколько способов протяжки: вперед или назад, в сторону, по спирали. Важно попробовать каждый, при разных температурах, чтобы понимать, как, в какой момент и где можно использовать.


Отпечаток. Чаще всего этот способ используется с не очень нагретым утюгом, для проработки деталей, создания фактуры и рельефа. Отпечаток можно делать всем основанием утюга или его частью, прикладываю утюг на лежащий на столе картон или на весу (это для профи – помните, что утюг горячий, а от горячего утюга можно получить ожег).


При прорисовке деталей использую ребро (бок) утюга или угол (нос). Например, подчеркнуть горизонт можно оттиском ребра, для этого наносится краска только на ребро. Углом можно нарисовать маленькие детали, например, птичку; для этого нужно мокнуть угол в краску, поставить точку (это тело птицы) и от точки влево, затем вправо, нарисовать крылья.


И снова, советую попробовать все на практике, не спешить переходить к сюжетам, а испробовать, пусть даже испортив несколько листов картона. И потом, лучше испортить картон, чем пейзаж, согласны?

 

 

 

Мои открытия

 

Вспоминая сейчас свои первые шаги, могу сказать, что я тогда не понимала, что будет дальше, не воспринимала эту технику так серьезно, как сейчас. Это были каляки-маляки, абстракции, между сессиями были большие промежутки. Это было похоже на развлечение и отдых от обычной живописи. Когда я еще училась, преподаватели советовали делать быстрые зарисовки, этюды, потому что они улучшают чувство цвета, пропорций и композиции. Но мне не всегда это удавалось делать легко, с удовольствием. Познакомившись с этой техникой, мне это удалось. Даже на этапе каляк-маляк отключался мозг, и я следовала за чувством, за моим внутренним чутьем. Подключаются чувство свободы, интуиция и смелость. Живопись, в которой присутствует экспромт и отсутствует тотальный контроль, рождает желание творить и вдохновляет на открытия. Теперь я уверенна, что из-за этого момента продолжила рисовать утюгом.


После каляк-маляк и абстракций, рисовала пейзажи. Здесь я не очень задержалась, потому что не люблю пейзажи, от слова совсем. И чтобы не бросить эту технику из-за ее преимуществ, решила себе усложнить задачу – перейти к тому, что нравится – к портрету. Похвастаюсь, первый портрет у меня получился, он мне и сейчас нравится. В нем удачно сочетаются цвета, мазки все уместны, хоть он и близится к декоративному. Методом проб и ошибок я поняла, что нужно изменить (кстати, это можно проследить, взглянув на мои работы в хронологическом порядке; если вы хотите это сделать загляните ко мне в социальные сети или deviantart).


Сейчас поделюсь с вами моими открытиями.

Первое, необязательно заполнять весь лист краской. Как вспомню эти дни, смеюсь, остановиться не могу. Бывало, что покупала наборы с белым цветом пачками, потому что закрашивала им места, которые хотела оставить белыми. В один момент меня осенило слово «оставить». Почему я не могу именно оставить в покое эти белые места, так как картон уже изначально белый. Здесь у меня началась персональная эра в живописи утюгом. Портреты стали меняться, обретая легкость.


Второе, необязательно все детали рисовать утюгом. В какой-то момент я подумала об этом. Мне потребовалось время для принятия, потому что мне хотелось, чтобы картины были от начала и до конца выполнены утюгом. Иногда, каким-то чудесным образом, именно так и получалось, но были моменты, когда ну никак не обойтись без более изящного инструмента, например, когда нужно детализировать ресницы.


Вот, что наилучшим образом сочетается с восковыми мелками и масляной пастелью. Маркер. Им можно подчеркнуть детали, силуэт (он хорошо размывается спиртом, таким образом делая линию менее четкой). Гелевая паста. Ее использую точечно, например, блик в глазах. Акрил. Использую, если немного краска съехала, нарушив пропорции, без добавления воды (краска может скатываться в капельки, но если есть такой замысел, то может быть, но сохнуть будет сутки). Все эти материалы использую после того, как протру картину влажной салфеткой, а затем сухой, убрав лишние капли.


Третье, эскиз необязательно делать карандашом, его можно сделать маркерами или фломастерами. Этот вариант подходит не во всех случаях, но он невероятно крут. Эскиз виден постоянно, сквозь прозрачные слои восковых мелков он то четок, то едва скрывается их пеленой. Если есть желание, чтобы эскиз исчез, можно использовать масляную пастель. Маркер от воздействия горячего утюга не размывается, его использую в тех местах, где хочу оставить эскиз видимым. На завершающем этапе можно дополнительно какие-то части подрисовать тем же маркером. Фломастеры на водной основе немного размываются, что тоже можно считать преимуществом, их я использую в тех местах, где хочу, чтобы эскиз исчез.


Цвета подбираю для эскиза следующим образом. Если это большей частью работа с воображением, то опираюсь в подборе на интуицию, думая при этом, какую палитру цветом буду использовать. Если это работа по фото, то цвет выбираю, опираясь на цвет объекта и фона вокруг него.


Четвертое, рисовать можно в более крупном формате. Это произошло, как щелчок: почему я мучаюсь с эти маленьким форматом? Тогда я рисовала только в форматах А5 (20х15 см) и А4 (30х20 см). Но после этого щелчка, у меня удивительным способом реализовался картон формата А3 (30х40 см). Позвонил как-то заказчик и спросил, а можно ли нарисовать картину крупнее формата А4? Тогда в нашем городе просто не было картона такого формата. И этот добрый человек подарил мне упаковку картона А3. я была довольна, как слон. Зовут этого человека Сергей Иценко. Сергей, если вы читаете эти строки, знайте: я вам очень благодарна, вы способствовали моему творческому развитию и росту!


Ощущение восторга, когда размер холста увеличивается в два раза. Сразу появляются невероятные идеи. Портреты становятся крупнее, благодаря этому становится их легче рисовать. Конечно, и времени требуется больше на картину такого размера. Чтобы нарисовать фон уже не достаточно протянуть краску утюгом один раз, это даже не два раза. Легче даются детали уголком утюга. Например, глаза. Они становятся крупнее, вместе с тем легче рисуются ресницы утюгом. Преимуществ очень много.


Пятое, рисовать можно не только на картоне. Не помню, как пришла мне мысль, что можно попробовать рисовать на холсте. У меня были кусочки, обрезки холста, мне их подарила за ненадобностью Алла, хозяйка художественного магазина. Они долго лежали без применения. И вот, приходит мне в голову эта идея. И я без страха в голове бегу немедленно пробовать. Рисовала миниатюры, размером А6, А5. Это было и сложно, и интересно. Пробовала и на большом формате, самый большой был 40х40 см.


Сейчас вы узнаете все нюансы и секреты. Холст должен быть не натянут на подрамник, чтобы утюг мог свободно скользить, к тому же холст может просто растянуться под воздействием высоких температур, и его все равно придется перетягивать.


Рисую на твердой поверхности, в моем случае – это гладильная доска. Использую короткие протяжки, а чаще всего – просто мазки. Это потому что есть большая вероятность запачкать смолами холст. После завершения работы с утюгом, протираю влажной салфеткой, промакиваю сухой (убираю жир, придаю природный блеск материалу). Можно подрисовать акрилом, маркером, добавить детали, усилить блики. На следующем этапе покрываю лаком. Лак использую акриловый, в баллончике (писала о нем ранее). Даю время просохнуть на ровной поверхности, чтобы не допускать сгибов холста. В этот же день можно натянуть на подрамник. Натягиваю, как обычный холст, от центра к краям.


Несколько рекомендаций. Выбирая слишком большие размеры холстов, есть риск растянуть холст при рисовании, а при натягивании это исправить практически не возможно. В этом случае следует не спешить, быть аккуратными. Не делать больших мазков, не мусолить несколько раз одно и то же место. В этом случае грязи не избежать. Начинать с более лёгких тем и размеров.


Шестое, а попробую-ка и я на ткани. Могу сказать, что знала заранее, что мне не понравится, исходя из опыта работы с горячим батиком и рисования утюгом на холсте. Горячий батик изучала при институте. Технология такая: на натянутую ткань наносится краска и резервируется, фиксируется растопленным воском. Но этот вариант получается чище, чем энкаустика, потому что при энкаустике краска наносится с помощью утюга, соответственно то, на чем рисуют должно лежать на твердой поверхности, то есть ткань уже не натянешь перед процессом. И еще один момент, краски. Они не есть чистыми изначально, потому что кроме воска и пигмента в мелках еще куча всяких примесей, о масляной пастели промолчу... Где вы видели, чтобы маслом рисовали на ткани, не грунтованной и не проклеенной. А масляная пастель от масляных красок отличается своей твердостью, то есть масла в ней присутствуют. И эти все масла переходят на ткань, она становится жирной. Так же с утюга на картину может попасть сажа, подгоревшая краска – и с этим уже точно ничего не поделать – картина испорчена.


Несмотря на такое количество недостатков и отсутствие плюсов, я все-таки попробовала. Формат для пробы был гигантским, 50х50 см. При работе все недостатки сразу же проявились. Мне так не хотелось жертвовать этой картиной, выбрасывая ее. Как могла, набрала основные цвета композиции, это был натюрморт с подсолнухами. Затем прогладила ткань через журнальную бумагу. Далее натянула на подрамник и снова приступила к работе. Неудачные места перекрывала акрилом, подрисовывала маркером. Картина стала очень плотной, словно я рисовала на холсте, а не просто на ткани. Затем закрепила легким слоем акрилового лака из баллончика. Получилось не плохо, недостатки словно исчезли. Чтобы до конца понять для себя стоит или не стоит возиться с тканью, я попробовала нарисовать еще одну картину. В этот раз учла все нюансы, которые проигнорировала в первый раз. Выбрала сюжет проще, это было три ириса, формат был тот же (50х50 см). Рисовала медленнее, меньшими мазками, не использовала протяжки вовсе, только оттиски. Получилось лучше, чем в первый раз, но все равно не идеально. Прогладив через журнальную бумагу, натянула на подрамник и все равно подрисовывала акрилом. Картина мне очень нравилась, в итоге ее продала.


Не смотря на приобретенный опыт и неплохой результат, решила, что живопись утюгом на ткани отнимает слишком много времени и сил, уж слишком много мороки. С легким сердцем попрощалась с этим направлением, к тому же на ткани круче получается роспись акриловыми красками, здесь преимущество во времени, качестве, аккуратности, скорости, формате. Но если вам очень приглянулась эта идея, пробуйте, потому что ваш результат может существенно отличаться от моего.

 

 

 

 

 

Шаги

 

Вопрос, который мне время от времени задают: зачем так извращаться, разве нельзя нарисовать обычными материалами? Обычность это не про меня. Энкаустика, живопись утюгом в том числе, таит в себе столько возможностей, приемов и экспериментов. Считаю, что ее недооценивают как вид живописи. Один из плюсов. Вы никогда не напишите картину маслом (или другими материалами) с такими деталями за полчаса-час. Поверьте, я проверяла.


Не стоит бояться оценки со стороны, их мнений и критики, потому что у каждого свой путь. И если вы послушаете их, а не свое сердце, заблудитесь навсегда. К тому же, самый главный критик – это вы, сами для себя, которого тоже время от времени необходимо отключать. В какой бы вы технике не рисовали, шагая маленькими шагами, вы растете и неизменно к вершине, потому что практические действия, а не теория, совершенствуют в нас живописцев-мастеров.


Какие же шаги нужно делать? Основываясь на своем опыте ученика и учителя, напишу здесь некий план следования. Но прежде, чем вы его прочтете, хочу сказать, что это всего лишь рекомендации, отступить от которых вы можете в любой момент, как только будете готовы.


Шаг первый. Как и писала ранее, необходимо изучить материал, понять все тонкости и нюансы работы при разных температурах утюга. Можно сравнить разные виды картона. Несмотря на то, что я рекомендую глянцевый картон, белоснежный с двух сторон, можно рисовать и на менее качественном картоне с поправкой на осторожность: долго не елозить, стараться проводить утюгом по одному место только единожды. Если не жалко, попробовать рисовать утюгом с отверстиями (будьте осторожны, никогда не знаешь, что может произойти, особенно с такими утюгами). Итог: изучить материалы и инструменты.


Шаг второй. От простого к сложному. Начинайте с простых вещей, постепенно усложняя. Вначале формат небольшой, а с усложнение сюжета брать картон все крупнее и крупнее. Мазки, протяжки, абстрактные вещи, пейзажи с простым сюжетом, а затем уже со сложным и т.д. Возьмем, к примеру, пейзаж, начать можно с поля с разными вариациями неба (рассвет, закат), все равно не получится два одинаковых пейзажа. Выбрав необходимые цвета для неба, необходимо нанести на половину утюга (это будет небо до горизонта). Проводим утюгом учитывая, что небо должно быть от края картона до представляемого горизонта. Затем рисуем полосу деревьев на заднем плане или горы. И только потом поля на переднем плане. И в самом конце не горячим утюгом делаем рельеф с помощью отпечатка на переднем плане. То есть необходимо разложить в голове план: с чего начну, чем закончу, какие цвета изберу на каждом этапе. Чтобы не вышло так: идеальное дерево готово, а как же небо и трава, как их теперь нарисовать, не повредив это дерево. Когда надоест рисовать поля, можно перейти к морю или увеличить формат.


Далее пробуйте натюрморты и животных. Попробуйте найти подход, ведь понятно, что, протянув утюгом краску по картону, кот или яблоко не реализуется. Так что же рисовать мазками или после протяжки добавить несколько мазков или отпечатков, чтобы получилось желаемое. С усложнением сюжета вас как будто отбросит назад, вам придется снова изучать материал и инструмент – это нормально, этого не следует бояться. Когда пройдете этап этих сложностей, обретете уверенность, что можете и посложнее что-то нарисовать. Переходите к портрету и к сюжетным вещам.


Конечно, вы можете не следовать плану от простого к сложному, можете начать с портрета, а не с пейзажа, но от изучения и понимания материалов и инструментов вам не убежать. И поверьте мне, познавательный процесс пройдет легче на абстракции и пейзажах.


Шаг третий. Найти свой стиль. Думаю, что особого объяснения этот этап не требует. У каждого художника свое внутреннее чутье, интуиция, внутренние границы свободы и уровни договоренности со своим внутренним критиком. Это чувствуется, когда смотришь на ряд картин одного художника. У вас появится свой стиль, когда вы пройдете свой собственный путь художника. Только следуйте за своим внутренним компасом. Творите и будьте счастливы в творчестве.

Создать сайт
бесплатно на Nethouse