«Творчеству научить нельзя, – говорю я. – Зато научить людей позволять себе творить можно вполне».
Именно потому, что «Путь художника» по сути является ещё и духовным путем, который зарождается и практикуется в творчестве, в этой книге будет встречаться слово «Бог».
И не забывайте: часто мы противимся больше всего тому, что нам больше всего нужно.
А скука возникает, когда гдето внутри звучит фраза: «Да кому это нужно?». Подобный вопрос говорит о том, что вы боитесь сами себя, а значит, уже отчаялись.
Утренние страницы рассказывают нам, о чем мы думаем и в чем нуждаемся. Мы определяем свои проблемные зоны и трудности.
Жалуемся, перечисляем, уточняем, отделяем и сожалеем. Это первый этап, похожий на молитву. Во время разрядки, которая достигается в ходе творческих свиданий, мы начинаем видеть ответы, различать решения. Не менее важно и то, что мы пополняем источник, из которого будем черпать, занимаясь искусством.
Делайте то, что манит вас самих, изучайте то, что именно вам интересно; думайте о загадке, а не о мастерстве.
«Почему все мои лучшие идеи приходят именно тогда, когда я принимаю душ?» – воскликнул однажды с раздражением Эйнштейн. Исследования мозга показывают: дело в том, что за принятие душа отвечает творческое мышление.
Развитие, а не совершенство – вот что для нас важно.
Соглашаясь быть плохим художником, вы обретаете шанс быть художником вообще, а со временем, возможно, и очень хорошим.Позитивные утверждения – мощное лекарство против ненависти к самому себе, которая часто прячется под маской сомнений.
Ядовитым друзьям легко пресечь наш творческий рост. Неудивительно, что самые опасные друзья для нашего возрождения – те, кто сами попали в творческий тупик. Мы находим выход, а их это пугает.
Выживание – это ясность сознания, а ясность сознания – это внимание.
Успех у вас или провал, все равно не это определяет качество жизни. Оно, качество жизни, всегда пропорционально способности радоваться. А способность радоваться – это дар внимания.
Исцеление – всегда награда за внимание. Оно, исцеление, может начаться с заживления конкретной раны – травмы из-за потерянной любви, болезненного ребёнка, разбитой мечты. А внимание – это в первую очередь воссоединение. Я узнала об этом так же, как и о многом другом, – совершенно случайно.
Повесить над рабочим столом надпись: «Великий Творец, я позабочусь о количестве. А ты – о качестве».
А гнев для того и гнев, чтобы к нему прислушивались. Гнев – это голос, крик, требование. Гнев нужно уважать. Почему? Потому что гнев – это карта. Он фиксирует размеры наших рамок. Он показывает, насколько мы желаем из них выйти. Он позволяет нам видеть, где мы уже побывали, и дает знать, если нам там не понравилось. Именно гнев – а не просто стрелка – указывает нам путь. Во время творческого возрождения гнев –
признак здоровья. Лень, безразличие и отчаяние – вот наши главные враги. Сам по себе гнев – не действие. Это приглашение к действию.Любой честный человек признается, что возможное намного страшнее невозможного, что свобода пугает больше любой тюрьмы.
Поймите, что должно появиться раньше, чем как. Сначала решите, что вы хотите сделать. А уж как это делать, решится само собой.
Отвернитесь от мечты – и она все равно напомнит вам о себе. Согласитесь снова следовать за ней – и распахнется новая таинственная дверь.
Искусство – зеркало общества. Оно выводит все на чистую воду.
Просветляет нас. Посылает лучик света в самое сердце нашей томительной тьмы и спрашивает: «Видите?».
Лучшее лекарство от стыда – любовь к себе и похвала.
Творчество – единственное лекарство от критики.
Многие из тех, кто попал в тупик, вообще-то очень сильные творческие личности. Просто их вынудили чувствовать вину за самобытность и одаренность.
Рост – это неравномерное движение вперед: два шага вперед, один назад.
От творческой личности намного больше пользы, когда её ласково уговаривают, а не пытаются запугать.Часто люди думают, что творческая жизнь основана на воображении.
Более трудная для восприятия истина заключается в том, что творчество основано на реальности – особой, сконцентрированной, точно подмеченной или вымышленной.
Если вы охвачены порывом искать и выбрасывать отслужившие вещи, значит, внутри вас столкнулись два процесса: ваше старое «Я» покидает вас и скорбит, а новое «Я» празднует победу и набирается сил.
Если вы чувствуете застой – в собственной жизни или в творчестве, – редкое средство оказывается более действенным, чем неделя воздержания от чтения.
Художник нуждается в том, чтобы периодически оставаться в творческом одиночестве. Ему нужно бывать наедине самим с собой. Без такой подзарядки он истощается.
Когда мы смотрим на творение Бога, то понимаем, что сам Он никогда и не задумывался над тем, чтобы остановиться. Ведь в мире не один розовый цветок, не пятьдесят и даже не тысяча. И, конечно, снежинки – ярчайшее проявление подлинной творческой неуемности. Ни одной похожей на другую! Этот творец подозрительно напоминает кого-то, кто мог бы поддержать нас в творческих начинаниях.
Человек скорее инструмент, чем автор своего произведения.
Постарайтесь не забывать, что Всевышний и сам Великий Художник, а художники любят себе подобных.
Зависть всегда таит за собой страх: что мы не способны добиться того, чего нам хочется; что кто-то другой добивается того, что, кажется, по праву принадлежит нам, даже если мы слишком испуганы, чтобы попытаться до этого дотянуться. Как ни странно, зависть отнимает у нас желание действовать, в то время как действие и есть ключ к свободе.
Художники в творческом тупике не ленивы. Они в тупике. Не называйте неспособность начать ленью. Зовите её страхом.Тому, кому просто необходимо стать великим художником, сложно стать художником вообще.
Именно творчество, а не время лучший целитель для творческих ран.
Только когда творчество доставляет нам радость, мы можем освободиться от навязчивой озабоченности тем, как идут дела у других.
Если произведение написано слишком рано или слишком поздно – придет время, когда оно снова будет актуальным.
Желание быть лучше кого-то способно подавить простое желание быть.
Физические упражнения, к которым в интеллектуальных кругах относятся как к праздному и бездумному занятию, оказывается, как раз и побуждают к размышлениям.
Приключения не начинаются до тех пор, пока вы не войдете в лес. Тот самый первый шаг и есть испытание веры.
Первое правило волшебства – сдержанность. Оставляйте свои намерения при себе, пока они не наберутся сил. Только тогда вы сможете обнародовать планы и желания.
Дело не в том, чтобы преодолеть сомнения в себе, а в том, чтобы пройти через них.
Помните, что наша культура вредна для искусства: в ней процветает поразительное количество ложных мифов о творческих людях. Вдобавок к тому, что они, дескать, безденежные и безответственные наркоманы и безумцы, художников обвиняют в том, что они эгоисты, витают в облаках, страдают манией величия, депрессией и деспотизмом, а более всего желают, чтобы их «оставили в покое».
Знайте: успеха легче добиться вместе, а рождается он от щедрости.
ДЖУЛИЯ КЭМЕРОН « ПУТЬ ХУДОЖНИКА»
ЛАНА ХАВРОНЕНКО
Официальный сайт художника
Официальный сайт художника